Общественный деятель, председатель Брянского регионального представительства Изоборскского клуба, историк, издатель

Ушкалов

Сергей

Валерьевич

Рекомендуемые издания

oblogka1

 

 

 

 

Видео архив

В газете "Завтра" вышла статья Сергея Ушкалова об образовании

В новом выпуске старейшей патриотической газеты России «Завтра» вышла статья нашего земляка, постоянного члена Изборского клуба Сергея Ушкалова.  В материале под названием «Образование – государственный приоритет» общественный деятель представил свои замечания на тему, готовит ли страна квалифицированные кадры, необходимые для её технологического рывка.

«Мы живём в переломную эпоху, когда идёт смена технологических укладов. Чтобы проводить стратегическое планирование развития тех или иных отраслей и сфер жизни общества, необходимо чётко понимать, куда идёт мир и что в нём будет востребовано завтра. Совокупность прорывных технологий будет коренным образом менять мир», – отмечает автор. Так, к примеру, уже сегодня на стыке биоинженерных и информационных технологий компанией "Майкрософт" начата разработка биологического компьютера. Общественный деятель высказывает мнение, что от того, в каком направлении будут двигаться эти технологии, будет зависеть не только развитие промышленности, техники, но и здоровье людей, и их жизнедеятельность.

 

Сергей Валерьевич отметил, что в этой связи на первый план выходят качество образования, создание новых образовательных программ в учебных заведениях и направлений исследования в науке, отвечающих современному вектору развития цивилизации, поэтому необходимо определить приоритеты в развитии образования и науки. И первые шаги в этом направлении, по мнению автора, предстоит сделать новому министру образования и науки России Ольге Юрьевне Васильевой.

В своей статье он обращает внимание читателей на советский опыт в сфере образования и то, какое влияниеоноказал на развитие общества в целом. В параллели с действиями советского руководства автор  рассматривает промахи социальной политики России в конце ХХ – начале нынешнего века и их негативные последствия для образования, науки, которые повлекли за собой значительные перекосы во многих сферах жизни страны.

«Новых предприятий мы не построили, а советское наследие развалили и растащили. Экономика у нас теперь сырьевая, мы продаём газ и нефть другим странам, а для обслуживания нефтегазовой отрасли много квалифицированного персонала не требуется. Целое поколение, получившее дипломы экономистов, юристов и психологов уже отрабатывает свои навыки в продажах "сковородок", "утюгов" и т.д., но для экономики и развития страны в этом пользы немного. Такая подготовка кадров в высшей школе стала одним из структурных ограничений нашего развития, так как, к примеру, оборонная промышленность, которая тянет за собой большой сектор экономики, испытывает острый кадровый голод. Также на сегодняшний день дефицит кадров испытывает сельское хозяйство, которое, вследствие санкций, наложенных на Россию, и ответных мер со стороны РФ получило большой импульс развития. Возросшие производственно-сбытовые возможности сельхозпредприятий не покрываются кадровыми ресурсами. Зачастую агропромышленные фирмы вынуждены специально привозить работников из городских центров. Особенно нехватка квалифицированных кадров сказывается на предприятиях мясной и молочной промышленности, в первую очередь, недостаёт специалистов-технологов, что резко ограничивает возможности производить продукты на высоком технологическом уровне — сыры, колбасы, способные по качеству заместить на прилавках импортные аналоги»,– отмечает Сергей Ушкалов.

«Поэтому нужно определить приоритеты в подготовке кадров в системе высшего образования. Для этого на первый план должна выйти программа социально-экономического развития страны. Исходя из этой программы уже будет определяться развитие системы среднего и высшего профессионального образования. Нужно выбрать приоритетные прорывные отрасли народного хозяйства и готовить для них специалистов, в этой связи увеличить финансовую поддержку наиболее перспективных научных школ, пополняя их кадрами из студентов, аспирантов и т.д.», – предлагает автор статьи.

Как отмечает Сергей Валерьевич, изменения в системе образования должны быть направлены на стимулирование инноваций в науке. Необходим план согласованных действий образовательной и промышленно-структурной политики, в котором будут учитываться направления перспективных разработок, развитие производств и требуемые для них научные и производственные кадры. Это позволит построить сбалансированную систему образования, науки и внести свой вклад в создание будущего, которое рождается уже сегодня.

Автор статьи подводит следующий итог:

«Образование — национальный приоритет, и только при этом условии Россия будет суверенным и сильным государством, которое способно достойно ответить на угрозы и вызовы современного мира. Здесь уместно вспомнить слова, произнесённые Иосифом Виссарионовичем Сталиным в 1931 году: "Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы это сделаем, либо нас сомнут"».